Перейти к:
Антология рельсов производства «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» ХХI века
https://doi.org/10.17073/0368-0797-2025-1-40-43
Аннотация
АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» является основным производителем рельсов в Российской Федерации. В работе прослежена эволюция рельсового сортамента комбината за последнюю четверть века. Выполнен краткий обзор публикаций по современным представлениям формирования структурно-фазовых состояний, дефектной субструктуры и свойств объемно и дифференцированно закаленных доэвтектоидных, заэвтектоидных и бейнитных рельсов при производстве и последующей длительной эксплуатации. Срок службы рельсов определяют многие факторы: чистота металла, структура, фазовый состав, условия эксплуатации, технология темообработки и др. Особое внимание уделено новому виду рельсовой продукции – рельсам категории ДТ400ИК повышенной износостойкости и контактной выносливости из заэвтектоидной стали, предназначенных для эксплуатации в сложных условиях. Рассмотрены перспективные направления расширения рельсового сортамента.
Ключевые слова
Для цитирования:
Громов В.Е., Коновалов С.В., Полевой Е.В. Антология рельсов производства «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» ХХI века. Известия высших учебных заведений. Черная Металлургия. 2025;68(1):40-43. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2025-1-40-43
For citation:
Gromov V.E., Konovalov S.V., Polevoi E.V. Anthology of rails produced by JSC EVRAZ United West Siberian Metallurgical Plant in the 21st century. Izvestiya. Ferrous Metallurgy. 2025;68(1):40-43. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2025-1-40-43
В настоящее время на долю железных дорог в мире приходится до 85 % грузооборота и более 50 % пассажирских перевозок. В последнее время наблюдается значительное увеличение интенсивности перевозок железнодорожным транспортом и грузонапряженности, что требует высокой эксплуатационной стойкости рельсов. Для решения этих проблем используются технологии объемной и дифференцированной закалки 100-метровых рельсов, производство которых в России начато в 2013 г. [1]. Процессы формирования и эволюции структурно-фазовых состояний и свойств поверхностных слоев рельсов при длительной эксплуатации представляют сложный комплекс взаимосвязанных научных и технических вопросов. Важность информации в этой области определяется глубиной понимания фундаментальных проблем металловедения и термической обработки, с одной стороны, и практической значимостью проблемы – с другой [2].
Анализ литературных данных [3 – 5] показывает, что срок службы рельсов определяется многими факторами: чистотой металла, структурой, фазовым составом, условиями эксплуатации, технологией термообработки и др. В рельсах при современных скоростях движения железнодорожных составов и высоких контактных давлениях уже при сравнительно небольшом пропущенном тоннаже в поверхностных слоях наблюдается сильное изменение структуры, отмечаются аномально высокая микротвердость и явление распада цементита. В процессе длительной эксплуатации в рельсах накапливаются многочисленные дефекты, индуцируются сегрегационные, релаксационные, гомогенизационные и рекристаллизационные процессы, фазовые переходы, что может сопровождаться ухудшением физико-механических свойств и являться причиной выхода рельсов из строя.
Анализ исследований по проблеме установления физических механизмов упрочнения и формирования структурно-фазовых состояний в рельсах при длительной эксплуатации позволяет констатировать, что эта проблема является одной из ключевых для металловедения, термической обработки и физики конденсированного состояния.
В 2018 г. на АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат («ЕВРАЗ ЗСМК») начато производство новых рельсов из заэвтектоидной стали категории ДТ 400ИК. Это рельсы повышенной износостойкости и контактной выносливости, предназначенные для эксплуатации на прямых участках железнодорожного пути со скоростями движения до 200 км/ч и на кривых участках железнодорожного пути без ограничений по грузонапряженности [6].
На «ЕВРАЗ ЗСМК» большое внимание уделяется исследованиям износостойкости рельсовой стали в условиях абразивного изнашивания [7] и при реализации условий трения качения на специализированном оборудовании, в том числе с целью реализации требований зарубежных потребителей. Изучено влияние структуры и химического состава на трибологические свойства при сопоставимом уровне механических свойств и твердости. По результатам проведенных исследований разработано новое поколение рельсов общего назначения более высокой категории твердости – ДТ370, которые обладают комплексом повышенных физико-механических и потребительских свойств.
В работе [8] прослежена эволюция представлений о формировании структуры и свойств рельсов разных структурных классов производства «ЕВРАЗ ЗСМК» при прокатке, термообработке и эксплуатации за последнюю четверть века. Методами современного физического материаловедения и, в первую очередь, просвечивающей электронной микроскопии проведен послойный анализ и установлены количественные параметры дислокационной субструктуры, внутренних полей напряжений и структурно-фазовых состояний, образовавшихся в головке рельсов по центральной оси и по выкружке при объемной и дифференцированной закалке и их эволюция при длительной эксплуатации. Проведено сравнение трибологических параметров рельсов после объемной и дифференцированной закалки и длительной эксплуатации. Выявлена физическая природа и определены количественные значения механизмов упрочнения металла рельсов в процессе длительной эксплуатации.
Определены возможности повышения усталостной долговечности рельсов магнито- и плазменным упрочнением и электронно-пучковой обработкой, проанализированы ресурсосберегающие технологии и режимы термической обработки и прокатки рельсов производства «ЕВРАЗ ЗСМК». Проведенные исследования кинетики превращения аустенита направлены на оптимизацию химического состава и режимов термической обработки рельсовых сталей, в том числе при производстве сварных стыковых соединений [9].
По-прежнему актуальной остается проблема производства рельсов из стали с бейнитной структурой. Проведенные исследования перспективных сталей бейнитного класса показали их преимущество по комплексу физико-механических свойств относительно рельсов традиционного перлитного класса. По результатам расчетного математического моделирования разработан новый профиль рельсов типа Р71 с увеличенной массой погонного метра для эксплуатации на тяжеловесных направлениях дорог Восточного полигона. Новые рельсы отвечают всем современным вызовам: увеличению пропускной способности железных дорог, грузонапряженности перевозок, надежности элементов верхнего строения пути. Рельсы типа Р71 – первый шаг для создания в России надежного малообслуживаемого пути в условиях тяжеловесного движения. Совместно с представителями ОАО «РЖД» проведена приемочная комиссия, разработаны и согласованы технические условия. Полигонные испытания на экспериментальном кольце АО «ВНИИЖТ» и получение сертификата рельсов запланированы на третий квартал 2025 г. [10].
Комбинат производит разные виды остряковых рельсов и постоянно расширяет линейку выпускаемой продукции. Получен сертификат на новый вид остряковых рельсов – ОР65 категории НТ320ВС. Это рельсы специального назначения повышенной прочности. Они также предназначены для изготовления конструкций верхнего строения пути на дорогах скоростного совмещенного и высокоскоростного движения.
Перспективными являются направления: прокат 800-метровых рельсовых плетей с дифференцированным упрочнением и улучшение механических свойств дифференцированно термоупрочненных рельсов путем введения модифицирующих добавок, в частности, редкоземельных металлов. Такие технологические решения сделают путь почти «беззвучным» и снизят расходы на поддержание его состояния.
В приложении к Стратегии развития металлургической промышленности РФ до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ в конце 2022 г., поставлена задача по «разработке и освоению технологии производства дифференцированно термоупрочненных по всей длине рельсовых плетей длиной 800 м с одинаковым уровнем свойств по всей длине, обеспечивающих наработку пропущенного тоннажа 2,5 млрд т брутто и рельсовых скреплений с аналогичными ресурсными параметрами». Разработка таких рельсов начата на «ЕВРАЗ ЗСМК». Вполне возможно, что для выпуска на заводе плетей длиной 800 м будут применены рельсы тяжелого типа.
По мере развития и расширения железнодорожной инфраструктуры спрос на рельсовую продукцию активно увеличивается. С каждым годом возрастают скорость подвижного состава и его масса, а, следовательно, и грузонапряженность железных дорог. Рельсовый прокат «ЕВРАЗ ЗСМК» будет полностью соответствовать повышенным требованиям XXI века.
Список литературы
1. Юрьев А.Б., Юнин Г.Н., Головатенко А.В., Дорофеев В.В., Полевой Е.В. Разработка и внедрение первой в России технологии производства дифференцированно-термоупрочненных рельсов с использованием тепла прокатного нагрева. Сталь. 2016;(11):33–35.
2. Gromov V.E., Yuriev A.B., Morozov K.V., Ivanov Yu.F. Microstructure of Quenched Rails. Cambridge: CISP Ltd.; 2016:195.
3. Yuriev A.B., Gromov V.E., Ivanov Yu.F., Rubannikova Yu.A., Starоstenkov M.D., Tabakov P.Y. Structure and Properties of Lengthy Rails after Extreme Long-Term Operation. Materials Research Society LLC USA; 2021:190.
4. Длинномерные рельсы: структура и свойства после сверхдлительной эксплуатации: Монография. Издание 2-е, доп. и переработанное / А.А. Юрьев, Р.В. Кузнецов, В.Е. Громов, Ю.Ф. Иванов, Ю.А. Шлярова. Новокузнецк: Полиграфист; 2022:311.
5. Электронная микроскопия рельсов из заэвтектоидной стали после эксплуатации / В.Е. Громов, С.А. Невский, М.А. Порфирьев, Р.Е. Крюков. Новокузнецк: Полиграфист; 2024:212.
6. Полевой Е.В., Юнин Г.Н., Головатенко А.В., Темлянцев М.В. Новейшие разработки рельсовой продукции в АО «ЕВРАЗ ЗСМК». Сталь. 2019;(7):55–58.
7. Полевой Е.В., Молоканов Р.Н., Борисов А.С., Юнусов А.М., Бессонова О.В. Опыт ЕВРАЗ ЗСМК по производству рельсов для тяжеловесного движения на экспорт. Путь и путевое хозяйство. 2024;(6):18–20.
8. Антология структурно-фазовых состояний и свойств российских рельсов XXI века / В.Е. Громов, А.Б. Юрьев, А.А. Юрьев, С.В. Коновалов, М.А. Порфирьев, А.А. Серебрякова. Новокузнецк: Полиграфист; 2024:181.
9. Полевой Е.В., Симонов Ю.Н., Козырев Н.А., Шевченко Р.А., Михно А.Р. Исследование фазовых и структурных превращений при формировании сварного соединения из рельсовой стали. Сообщение 3. Использование термокинетической и изотермической диаграмм распада аустенита для выбора оптимальных режимов электроконтактной сварки. Известия вузов. Черная металлургия. 2021;64(6):420–426. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2021-6-420-426
10. Патент на полезную модель 224546U1 RU. Железнодорожный рельс / В.В. Дорофеев, А.В. Добрянский, Г.Н. Юнин, А.В. Головатенко, Р.Н. Молоканов, Д.В. Овчинников. Заявл. 18.12.2023, опубл. 28.03.2024. Бюл. № 10.
Об авторах
В. Е. ГромовРоссия
Виктор Евгеньевич Громов, д.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин им. профессора В.М. Финкеля
Россия, 654007, Кемеровская обл. – Кузбасс, Новокузнецк, ул. Кирова, 42
С. В. Коновалов
Россия
Сергей Валерьевич Коновалов, д.т.н., профессор, проректор по научной и инновационной деятельности
Россия, 654007, Кемеровская обл. – Кузбасс, Новокузнецк, ул. Кирова, 42
Е. В. Полевой
Россия
Егор Владимирович Полевой, к.т.н., начальник бюро металловедения и термической обработки технического отдела рельсовой площадки
Россия, 654043, Кемеровская обл. – Кузбасс, Новокузнецк, шоссе Космическое, 16
Рецензия
Для цитирования:
Громов В.Е., Коновалов С.В., Полевой Е.В. Антология рельсов производства «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат» ХХI века. Известия высших учебных заведений. Черная Металлургия. 2025;68(1):40-43. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2025-1-40-43
For citation:
Gromov V.E., Konovalov S.V., Polevoi E.V. Anthology of rails produced by JSC EVRAZ United West Siberian Metallurgical Plant in the 21st century. Izvestiya. Ferrous Metallurgy. 2025;68(1):40-43. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2025-1-40-43