Перейти к:
Институализация ESG-принципов на международном уровне и в Российской Федерации, их влияние на деятельность предприятий черной металлургии. Часть 2
https://doi.org/10.17073/0368-0797-2023-4-498-507
Аннотация
В настоящее время в мире формируется новый тренд, связанный с декарбонизацией экономик. В его основе – принципиально новый подход к ведению предпринимательской деятельности с учетом соблюдения принципов ESG (Environmental – Social – Governance), характеризующийся вовлеченностью компаний в решение экологических, социальных и управленческих проблем. Начало процессу институциализации ESG-принципов на международном уровне было положено в 1948 г. с принятием Всеобщей декларации прав человека под эгидой ООН. Активное включение России в формирование институциональных рамок в области ESG произошло только в 2020 г. Основанием для этого послужила ратификация ряда международных документов, а также активное продвижение многими странами мира климатической политики. Подробно этапы процесса институциализации ESG-принципов на международном уровне и в России рассмотрены ранее. Декарбонизация экономик формирует риски развития для отраслей, продукция которых характеризуется высокой углеродоемкостью и энергоемкостью (например, черная металлургия). В работе представлены результаты исследования эффективности принятых Правительством РФ мер в области снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах черной металлургии на основе данных Единой информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха, а также результаты анализа ESG-практик крупнейших российских предприятий черной металлургии и соответствия углеродоемкости и энергоемкости выпускаемой ими продукции установленным в России критериям проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития. В результате исследования установлено, что, несмотря на использование ESG-принципов в своей деятельности, удельные выбросы CO2-эквивалента крупнейших предприятий черной металлургии значительно превышают установленные Правительством РФ значения критериев проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития.
Ключевые слова
Для цитирования:
Глушакова О.В., Черникова О.П. Институализация ESG-принципов на международном уровне и в Российской Федерации, их влияние на деятельность предприятий черной металлургии. Часть 2. Известия высших учебных заведений. Черная Металлургия. 2023;66(4):498-507. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2023-4-498-507
For citation:
Glushakova O.V., Chernikova O.P. Institutionalization of ESG-principles at the international level and in the Russian Federation, their impact on ferrous metallurgy enterprises. Part 2. Izvestiya. Ferrous Metallurgy. 2023;66(4):498-507. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2023-4-498-507
Введение
С 2020 г. в России начался активный процесс формирования институциональных рамок в области ESG. Это обстоятельство обусловлено не только ратификацией Россией таких международных документов, как Рамочная конвенция ООН об изменении климата (1992 г.), Киотский протокол (1997 г.), Парижское соглашение по климату (2015 г.), но и активным продвижением большинством стран мира климатической политики, направленной на сокращение выбросов в атмосферу парниковых газов.
Одна из задач, озвученных в Стратегии развития черной металлургии России на 2014 – 2020 гг. и на перспективу до 2030 г. [1] – снижение негативного воздействия предприятий отрасли на окружающую среду путем уменьшения выбросов вредных веществ в атмосферу, сбросов загрязненных сточных вод и содействие сохранению климата через механизмы повышения энергоэффективности металлургического производства (сокращение выбросов парниковых газов в атмосферу).
Влияние предприятий черной металлургии на состояние окружающей среды находится в фокусе исследования российских и зарубежных ученых. В работе [2] представлен анализ динамики выбросов загрязняющих веществ в атмосферу предприятиями черной металлургии во взаимосвязи с внешними факторами. Воздействие современных экологических инициатив на международную торговлю продукцией черной металлургии рассмотрено в работе [3]. Возможность перехода к низкоуглеродному производству металлургической промышленности Китая в целях сокращения выбросов оксида углерода СО2 в атмосферный воздух, а также эффективность применения для этих целей новых инструментов налогообложения изложены в работах [4 – 6]. Проблемы управления устойчивым развитием металлургических предприятий раскрыты в работах [7; 8]. Исследование экологических проблем развития черной металлургии европейского севера России представлено в работе [9]. Современные направления развития и повышения энерго-экологической эффективности черной металлургии рассмотрены в работе [10]. Изучением технологий оптимального рециклинга отходов черной металлургии занимались в работе [11]. Проблемы обеспечения энергетической эффективности и природоохранного менеджмента в черной металлургии раскрыты в работе [12]. Представлены результаты исследований1, 2, посвященных проблемам декарбонизации экономик, в том числе за счет торговли квотами на выбросы углекислого газа. Рассмотрены вопросы эффективности использования углеродного налога в целях сокращения выбросов оксида углерода СО2 в атмосферу3, 4, 5, 6, 7. Изучали влияние объемов выбросов оксида углерода СО2 на доходность акций компаний8.
Материалы и методика исследования
Исследование базируется на хронологическом и институциональном подходах, которые дают возможность в логической последовательности проследить развитие институциональных рамок ESG как на международном уровне, так и в России. В процессе исследования было рассмотрено содержание международных документов, принятых под эгидой ООН и других международных организаций, отражающих развитие ESG-принципов, а также российского законодательства в области ESG. Использованы методы анализа, синтеза, сравнения и группировки при изучении климатических, экологических, социальных отчетов и отчетов об устойчивом развитии крупнейших российских предприятий черной металлургии, ESG-рэнкингов, официальных статистических отчетов, публикуемых Федеральной службой государственной статистики, а также статистического ежегодника Enerdata.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время в России проводится эксперимент по квотированию вредных выбросов в атмосферный воздух в двенадцати крупных промышленных центрах, включенных в перечень городов с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Разработана система компенсационных мероприятий, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, предусматривающая мероприятия, связанные с реконструкцией, техническим перевооружением и модернизацией объектов.
С 2020 г. в России введена в эксплуатацию Единая информационная система мониторинга (ЕИСМ) качества атмосферного воздуха [13]. За прошедший период времени накоплена статистика первых результатов мониторинга, который осуществляется в двенадцати городах РФ (Череповце, Новокузнецке, Липецке, Челябинске, Нижнем Тагиле, Магнитогорске и другие) с функционирующими крупнейшими предприятиями черной металлургии [14]. Мониторинг проводится в режиме реального времени наблюдательными постами Росгидромета, располагающимися в непосредственной близости от крупных металлургических предприятий (Череповецкого металлургического комбината, Объединенного Западно-Сибирского металлургического комбината, Новолипецкого металлургического комбината, Нижнетагильского металлургического комбината, Челябинского металлургического комбината, Магнитогорского металлургического комбината), выступающих основными источниками загрязнений. В городах Череповец, Новокузнецк, Липецк в процессе мониторинга проводится фиксация среднесуточного и среднемесячного значений стандартного индекса (СИ) загрязнения атмосферного воздуха. В Челябинске фиксируется среднесуточное значение СИ. Ведется также наблюдение среднесуточной концентрации взвешенных веществ, оксида серы SO2 , оксида углерода, оксидов азота NO и NO2 , озона, сероводорода, аммиака, частиц размером 1, 2, 5 и 10 мкм. Фиксация среднесуточной концентрации оксида углерода СО2 ЕИСМ в настоящее время не проводится. В городах Нижний Тагил и Магнитогорск данные о качестве атмосферного воздуха в момент проведения исследования (январе – марте 2022 г.) были не доступны по причине проведения технических работ на сайтах. Результаты измерений интерпретируются следующим образом: загрязнение атмосферного воздуха считается низким при значении СИ от 0 до 1; повышенным – от 2 до 4; высоким – от 5 до 10; очень высоким – выше 10. Сведения об интерпретации среднемесячного значения СИ загрязнения атмосферного воздуха за 2020 – 2021 гг. в городах Череповец, Новокузнецк, Липецк представлены в табл. 1.
Таблица 1. Сведения об интерпретации среднемесячных значений СИ загрязнения атмосферного воздуха
|
В 2020 г. фиксацию среднесуточных значений СИ загрязнения атмосферного воздуха в городе Челябинск не проводили. Сведения о среднесуточных значениях СИ загрязнения атмосферного воздуха в городе Челябинск в 2021 г. представлены в табл. 2.
Таблица 2. Сведения о среднесуточных значениях СИ
|
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что ключевым направлением в улучшении экологического благополучия крупных промышленных центров является техническое перевооружение и модернизация предприятий металлургического производства, поскольку, несмотря на проведение эксперимента по квотированию вредных выбросов и реализацию компенсационных мероприятий, эпизоды фиксации высоких, очень высоких и повышенных значений СИ загрязнения атмосферного воздуха продолжают сохраняться. В 2021 г. среднемесячное значение СИ загрязнения атмосферы, соответствующее очень высокому и высокому уровню загрязнения, наблюдалось в городе Череповец в течение семи месяцев из 12; в Новокузнецке – в течение четырех месяцев из 12; в Липецке – в течение шести месяцев из 12. Повышенное среднесуточное значение СИ в городе Челябинск наблюдали с июня по декабрь 2021 г. с частотой повторений от 1 до 19 дней в течение месяца; высокое – в июле, августе и октябре 2021 г. с частотой повторений один – два дня в месяц, очень высокое – в августе и октябре с частотой повторения один день в месяц.
Очевидно, что ресурсов существующего финансового механизма – государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» с входящими в ее состав национальным проектом «Экология» и федеральным проектом «Чистый воздух», для решения рассматриваемой проблемы будет недостаточно. Именно поэтому в России происходит формирование институциональных рамок, позволяющих повысить заинтересованность экономических субъектов к внедрению принципов ESG в своей деятельности, а инвесторов, в том числе институциональных – к принятию ответственных инвестиционных решений.
Современные реалии, в том числе перспектива внедрения механизма трансграничного углеродного регулирования, свидетельствуют о том, что предприятиям углеродоемких отраслей, к которым относится черная металлургия, «зелеными» нужно быть не на словах, а на деле. В настоящее время проводятся прикладные исследования, связанные с использованием водорода при производстве чугуна и стали. Однако, по мнению экспертов, временные горизонты появления первых пилотных проектов в рассматриваемой области составляют от трех до пяти лет, а для масштабирования указанной технологии в производство потребуется гораздо больше времени10.
Анализ практик в области ESG крупнейших металлургических предприятий России
ПАО «Северсталь» (Череповецкий металлургический комбинат, г. Череповец)
На официальном сайте компании присутствует раздел «Устойчивое развитие». Содержится информация о стратегии компании с кратко-, средне- и долгосрочными целями по сокращению интенсивности выбросов парниковых газов в атмосферный воздух:
1. Снижение удельных выбросов парниковых газов в расчете на 1 т жидкой стали на 3 % к концу 2023 г. по сравнению с 2020 г. (в 2023 г. – 2,001 т СО2 экв. на 1 т стали).
2. Снижение удельных выбросов парниковых газов (на 1 т жидкой стали) на 10 % к концу 2030 г. по сравнению с 2020 г.
3. Долгосрочная цель в разработке. Планировалось представить концепцию долгосрочной цели в 2022 г. (цели соответствуют требованиям к критериям проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития в Российской Федерации и требованиями к системе верификации проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития в Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2021 № 1587).
4. Достигнуть снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу к 2025 г. по сравнению с уровнем 2020 г. на 13 %.
5. Основным целевым ориентиром в области энергосбережения является приведение удельной энергоемкости к значению 5,55 Гкал/т производимой стали к 2026 г. за счет внедрения программы энергосбережения.
Согласно данным сайта, предприятием рассматриваются сценарии ситуаций реализации компанией климатической политики:
1. SSP126 – сценарий в рамках Парижского соглашения (повышение глобальной средней температуры на +1,8 ℃ к 2100 г.).
2. SSP245 – промежуточный сценарий (+2,8 ℃ к 2100 г.);
3. SSP585 – наихудший из возможных сценариев (+4,4 ℃ к 2100 г.) (стоит заметить, что достижение, либо не достижение столь долгосрочной цели в рамках всех трех предложенных сценариев никто из участников современной климатической политики, подписавших Парижское соглашение, проконтролировать не сможет в связи с чрезмерной отдаленностью ее горизонта).
Предприятием подготовлен и представлен на своем официальном сайте актуальный климатический отчет за 2021 г11. Сами отчеты об устойчивом развитии публикуются регулярно с 2010 г.12 ПАО «Северсталь» имеет собственную систему управления климатическими рисками и энергетического менеджмента. На сайте размещен климатический меморандум, в котором сформулированы пять принципов климатической политики ПАО «Северсталь»13.
В области охраны труда и промышленной безопасности на ПАО «Северсталь» разработана стратегия14.
ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат, г. Новокузнецк
ЕВРАЗ Нижнетагильский металлургический комбинат, г. Нижний Тагил
ЕВРАЗ поставил пятилетние цели в области экологии (на период с 2018 до 2022 гг.), одной из которой являлось снижение к 2022 г. удельных выбросов парниковых газов ниже 2,0 т СO2-эквивалента на 1 т стали.
Чтобы поддержать усилия по борьбе с изменением климата, ЕВРАЗ поставил перед собой цель снизить энергоемкость производства стали на 15 % к 2025 г. по сравнению с уровнем 2018 г. – до 24,23 ГДж на 1 т стали.
Обозначенной группой предприятий ЕВРАЗ предлагаются следующие сценарии ситуаций реализации компанией климатической политики:
1. Сценарий RCP 2.6: наиболее инновационная и низкоуглеродная траектория, которая призвана проиллюстрировать глобальные усилия по ограничению выбросов и роста температуры до 0,4 – 1,6 °С к 2100 г.
2. Сценарий RCP 4.5 предусматривает рост температуры с 1,1 до 2,6 °С к 2100 г., это наиболее близко соответствует сценарию Парижского соглашения.
3. Сценарий RCP 8.5: наиболее интенсивный сценарий использования ископаемого топлива, при котором осуществляются минимальные действия и реализация политики по борьбе с изменением климата, средняя глобальная температура повышается на 2,6 – 4,8 °С к 2100 г. Иногда называется сценарием business-as-usual.
В октябре 2020 г. группой ЕВРАЗ опубликован первый «Отчет о климатических изменениях»15. Указано на наличие системы управления климатическими рисками и энергетического менеджмента. Отчеты об устойчивом развитии публикуются с 2018 г. Публичный сайт группы ЕВРАЗ содержит пока лишь отчеты за 2018 – 2020 гг.16
ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», г. Липецк
Согласно данным открытых источников, предприятием заявлена среднесрочная цель по сокращению выбросов парниковых газов к 2023 г. до 1,84 т СО2 экв. на 1 т стали.
Однако, подробные сценарные ситуации реализации компанией климатической политики в представленных на официальном сайте отчетах не рассмотрены. Климатический отчет как отдельный документ на официальном сайте также отсутствует.
Стратегическая цель климатической политики на среднесрочную перспективу – до 2023 г. и достигнутые результаты по сокращению выбросов парниковых газов представлены в отчете «Экология» за 2019 г.
ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» декларирует наличие интегрированной системы управления климатическими рисками и энергетического менеджмента. На сайте предприятия отсутствует актуальный отчет об охране окружающей среды, имеется лишь документ за 2019 г.17 Социальные отчеты публикуются на официальном сайте начиная с 2009 г. Отчеты «О природоохранной деятельности» публикуются на официальном сайте с 2013 г., первый отчет «Об устойчивом развитии» представлен в 2015 г., первый отчет «Экология» опубликован в 2016 г.18
МЕЧЕЛ (Челябинский металлургический комбинат, г. Челябинск)
Согласно информации, размещенной на официальном сайте, заявлена цель по сокращению интенсивности выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ в атмосферный воздух к 2025 г. на челябинской производственной площадке на 17 % (однако, не указано, по отношению к какому базовому периоду).
Сценарные ситуации реализации компанией климатической политики, климатические отчеты, информация о наличии в компании системы управления климатическими рисками и энергетического менеджмента на официальном сайте группы МЕЧЕЛ отсутствуют.
На сайте представлены только общие документы об экологической политике и энергоэффективности отчеты об охране окружающей среды19, экологические отчеты, интегрированные отчеты на официальном сайте группы МЕЧЕЛ не представлены.
ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат», г. Магнитогорск
Сайт предприятия имеет раздел «Устойчивое развитие», целью по сокращению интенсивности выбросов парниковых газов в атмосферный воздух указывается сокращение удельных выбросов парниковых газов к 2025 г. на 20 % по сравнению с 2018 г. – до 1,8 т СО2 экв. на 1 т стали. Приводится критерий достижения цели: довести значение комплексного индекса загрязнения атмосферы к 2025 г. до 5,0 ед.
В отчете по устойчивому развитию за 2019 г.20 и в интегрированном годовом отчете за 2020 г.21 реализация компанией климатической политики не рассмотрена. Эти же документы декларируют стратегическую цель климатической политики на среднесрочную перспективу – до 2025 г. и уже достигнутые результаты по сокращению выбросов парниковых газов.
Сам климатический отчет как отдельный документ на официальном сайте ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» отсутствует.
Анализ открытых данных
Анализ официальных сайтов компаний (крупнейших российских производителей чугуна и стали) свидетельствует о том, что большинство из них в своей деятельности руководствуются принципами устойчивого развития, занимаются мониторингом выбросов парниковых газов и энергоемкости продукции (табл. 3). Исключение составляет компания МЕЧЕЛ, на официальном сайте которой не представлены климатические и другие отчеты формата GRI. Отсутствует указанная отчетность и на официальном сайте Российского союза промышленников и предпринимателей. Оценку углеродоемкости и энергоемкости производимой продукции компания МЕЧЕЛ не проводит, либо указанная информация не раскрывается для всех заинтересованных сторон.
Таблица 3. Анализ выбросов парниковых газов и энергоемкости производства стали крупнейшими металлургическими предприятиями России12 – 21
|
Несмотря на использование ESG-принципов в своей деятельности удельные выбросы крупнейших предприятий черной металлургии в 2020 г. находились в пределах от 1,90 до 2,18 т СО2 экв. при производстве 1 т стали (табл. 3).
Согласно критериям проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития в РФ и требованиям к системе верификации проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития в РФ (утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.09.2021 г. № 1587) углеродоемкость углеродистой стали должна составлять менее 0,283 т CO2 экв./т продукции, высоколегированной стали – менее 0,352 т CO2 экв./т продукции. А это означает, что фактические выбросы оксида СО2 экв. в 5 – 8 раз превышают установленные Постановлением Правительства РФ от 21.09.2021 г. № 1587 значения критериев проектов устойчивого развития.
Аналитическое агентство RAEX по состоянию на 15.03.2022 г. представило информацию о ESG-рэнкинге 160 российских компаний. Позиции лидеров сталелитейного производства в ESG-рэнкинге представлены в табл. 4.
Таблица 4. Позиция крупнейших российских металлургических предприятий России в ESG-рэнкинге от 15.03.2022 г.22
|
Согласно содержания п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 30.12.2021 г.) «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение. В свою очередь, согласно п. 12 ст. 31.1 указанного закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение.
Министерством природных ресурсов и экологии РФ в апреле 2018 г. утвержден перечень, включающий в себя 300 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в РФ составляет не менее чем 60 % (так называемый «Перечень 300») [15]. В нем значатся крупнейшие промышленные площадки черной металлургии: Череповецкая промышленная площадка, АО «ЕВРАЗ Объединенный Западно-Сибирский металлургический комбинат», Магнитогорская промплощадка-1 и Магнитогорская промплощадка-2, Челябинский металлургический комбинат, Промплощадка АО «Карельский окатыш». Согласно ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» объекты I категории, включенные в «Перечень 300», обязаны обратиться в Росприроднадзор с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2022 г. включительно. К сожалению, до сих пор ни одному из металлургических предприятий России комплексные экологические разрешения (ESG-КЭР) за период с 2019 по 2021 гг. не выданы23.
В настоящее время наблюдаются глобальные изменения – переход стран мира к низкоуглеродной экономике. Эксперты рабочей группы по раскрытию финансовой информации, связанной с климатом (TCFD – Task Force on Climate-related Financial Disclosures), отмечают, что этот переход может повлечь за собой масштабные политические, правовые, технологические и рыночные изменения в целях удовлетворения требований, связанных с изменением климата. Не отрицая высокую гуманистичность идеи устойчивого развития, направленной на сокращение эмиссии парниковых газов в атмосферу и сохранение биоразнообразия на Земле, считаем необходимым заявить, что в свете мирового геополитического кризиса 2022 г. и введения против России большинством стран мира экономических санкций, продвижение ESG-принципов, особенно их экологической компоненты, воспринимается как инструмент политического и экономического давления. Обращает на себя внимание в этой связи и содержание Климатического пакта Глазго, в котором продвигается идея об отказе от угольной энергетики и поэтапном прекращении «неэффективного субсидирования» ископаемых видов топлива в ближайшей перспективе.
Россия является одним из крупнейших экспортеров продукции черной металлургии. Основные направления экспорта – Турция, Тайвань, США, Италия, Мексика, Бельгия, Нидерланды, Германия, Испания, Южная Корея и др. [16]. С учетом того, что большинство стран мира выступают приверженцами ESG-принципов и продвигают климатическую политику, соблюдение указанных принципов невозможно игнорировать. Вместе с тем, мир еще не нашел адекватной замены продукции металлургического производства, которая находит широкое применение в таких отраслях как строительство, машиностроение, кораблестроение, медицина, сфера IT и др.
Выводы
Анализ результатов мониторинга среднемесячных значений СИ загрязнения атмосферного воздуха в городах Череповец, Новокузнецк, Липецк в 2020 – 2021 гг., а также среднесуточных значений СИ в г. Челябинск в 2021 г. показал, что, несмотря на проведение эксперимента по квотированию вредных выбросов и реализацию компенсационных мероприятий, эпизоды фиксации повышенных, высоких и очень высоких значений СИ загрязнения атмосферного воздуха продолжают сохраняться. Изучение официальных сайтов крупнейших металлургических предприятий России (ПАО «Северсталь», ЕВРАЗ, ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и МЕЧЕЛ) с целю выявления использования принципов ESG в их практической деятельности позволяет сделать вывод, что ПАО «Северсталь» и ЕВРАЗ публикуют на своих официальных сайтах отчеты об устойчивом развитии, климатические отчеты, занимаются рассмотрением сценарных ситуаций реализации компаниями климатической политики, занимаются мониторингом углеродоемкости и энергоемкости своей продукции. В климатических отчетах ПАО «Северсталь» и ЕВРАЗ сформулированы краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные (ПАО «Северсталь») цели по сокращению интенсивности выбросов парниковых газов в атмосферный воздух. У ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» на официальном сайте представлен отчет об охране окружающей среды, социальные отчеты, а у ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» – отчет по устойчивому развитию и интегрированный годовой отчет. Климатические отчеты отсутствуют. Цели по сокращению интенсивности выбросов парниковых газов сформулированы только на среднесрочную перспективу. У компании МЕЧЕЛ отчеты об охране окружающей среды, экологические, климатические, интегрированные отчеты на официальном сайте не представлены. Среднесрочная цель по сокращению выбросов парниковых газов сформулирована без привязки к конкретному базовому периоду. Несмотря на использование ESG-принципов удельные выбросы оксида СО2 экв. на 1 т продукции крупнейших предприятий черной металлургии в 2020 г. превышали установленные Постановлением Правительства РФ от 21.09.2021 г. № 1587 значения критериев проектов устойчивого (в том числе «зеленого») развития в 5 – 8 раз. Ни одному из выше перечисленных металлургических предприятий комплексные экологические разрешения (ESG-КЭР) за период с 2019 по 2021 гг. не выданы. С учетом формирующегося нового общемирового тренда развития, связанного с декарбонизацией экономик, снижение углеродоемкости и энергоемкости продукции выступают необходимым условием повышения конкурентоспособности отечественных предприятий черной металлургии на мировом рынке и устойчивого развития российской экономики в целом. Важным компонентом продвижения ESG-принципов в России должны стать меры государственной поддержки исследований, связанных с использованием низкоуглеродных технологий, в том числе в черной металлургии, а также активное включение в реализацию ESG-принципов институциональных инвесторов.
Список литературы
1. Об утверждении Стратегии развития черной металлургии России на 2014 – 2020 гг. и на перспективу до 2030 г. и Стратегии развития цветной металлургии России на 2014 – 2020 гг. и на перспективу до 2030 года: Приказ Минпромторга России от 05.05.2014 № 839.
2. Рябков И.Л., Яшалова Н.Н. Влияние внешних факторов на деятельность предприятий черной металлургии. Baikal Research Journal. 2020;11(3):6. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2020.11(3).6
3. Штейнберг Е.Е. Влияние современных экологических инициатив на международную торговлю продукцией черной металлургии. Российский внешнеэкономический вестник. 2021;(1):121–128. https://doi.org/10.24412/2072-8042-2021-1-121-128
4. Lin B., Xu M. Good subsidies or bad subsidies? Evidence from low-carbon transition in China’s metallurgical industry. Energy Economics. 2019;83:52–60. https://doi.org/10.1016/j.eneco.2019.06.015
5. Lin B., Xu M. Exploring the green total factor productivity of China’s metallurgical industry under carbon tax: A perspective on factor substitution. Journal of Cleaner Production. 2019;233:1322–1333. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2019.06.137
6. Du Z., Lin B. Analysis of carbon emissions reduction of China’s metallurgical industry. Journal of Cleaner Production. 2018;176:1177–1184. https://doi.org/10.1016/j.jclepro.2017.11.178
7. Сталинская Е.В., Охтень А.А. Концептуальные основы стратегического управления устойчивым развитием металлургического предприятия. Экономика промышленности. 2012;(1-2(57-58)):353–360.
8. Амосова Ю.Е., Матвеева М.А. Экологически чистое производство как элемент устойчивого развития металлургических предприятий. Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Металлургия. 2019;19(1):43–49.
9. Самарина В.П. Черная металлургия европейского севера России: экономические, экологические и информационно-коммуникационные проблемы развития. Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016;(2(49)):77–84.
10. Подгородецкий Г.С., Шульц Л.А. Современные направления развития и повышения энерго-экологической эффективности черной металлургии. Экология и промышленность России. 2016;20(4):46–52. https://doi.org/10.18412/1816-0395-2016-4-46-52
11. Хансман Т., Фонтана П., Чиапперо А., Бот И., Рот Д.Л. Технологии оптимального рециклинга отходов черной металлургии. Черные металлы. 2008;(10):32–37.
12. Генда Ж.Т., Йокш М., Штиль Г., Эндеман Г. Энергетическая эффективность и природоохранный менеджмент в черной металлургии. Черные металлы. 2011;(2):41–50.
13. О создании и эксплуатации федеральной государственной информационной системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городских округах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита: Постановление Правительства РФ от 24.12.2019 № 1806.
14. Перечень поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию: утв. Президентом РФ 27.02.2019 № Пр-294.
15. Об утверждении перечня объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов: Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 18.04. 2018 г. № 154.
16. Чернобровин В.П. Черная металлургия России в динамике (1970–2018 гг.). Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Металлургия. 2020;20(1):7–17.
Об авторах
О. В. ГлушаковаРоссия
Ольга Владимировна Глушакова, д.э.н., доцент, профессор кафедры экономики, учета и финансов
Россия, 654007, Кемеровская обл. – Кузбасс, Новокузнецк, ул. Кирова, 42
О. П. Черникова
Россия
Оксана Петровна Черникова, к.э.н., доцент, заведующий кафедрой экономики, учета и финансов
Россия, 654007, Кемеровская обл. – Кузбасс, Новокузнецк, ул. Кирова, 42
Рецензия
Для цитирования:
Глушакова О.В., Черникова О.П. Институализация ESG-принципов на международном уровне и в Российской Федерации, их влияние на деятельность предприятий черной металлургии. Часть 2. Известия высших учебных заведений. Черная Металлургия. 2023;66(4):498-507. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2023-4-498-507
For citation:
Glushakova O.V., Chernikova O.P. Institutionalization of ESG-principles at the international level and in the Russian Federation, their impact on ferrous metallurgy enterprises. Part 2. Izvestiya. Ferrous Metallurgy. 2023;66(4):498-507. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2023-4-498-507