КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИТ-СЕРВИСОВ ERP-ПРОЕКТА ПРЕДПРИЯТИЯ
https://doi.org/10.17073/0368-0797-2018-4-319-325
Аннотация
Одной из важных и сложных задач создания ERP-системы предприятия является построение календарного плана разработки ИТ-сервисов, составляющих функциональный объем проекта, несколькими, параллельно действующими рабочими группами. Сложность задачи, в частности, связана с необходимостью согласования календарных планов групп между собой, обусловленной существенной зависимостью ИТ-сервисов различных бизнес-процессов, и с потребностью в рациональном распределении общего объема ресурсов между рабочими группами. Приводятся математическая постановка и совокупность процедур решения задачи календарного планирования ИТ-сервисов ERP-системы крупной металлургической компании. Каждый сервис описывается двумя характеристиками: длительностью и затратами на проектирование. Причем затраты на проектирование зависят от времени начала разработки сервиса. Постановка задачи базируется на трех показателях эффективности календарного плана ERP-проекта: на количестве связей между отдельным ИТ-сервисом и другими сервисами ERP-системы, на длительности действия проектных решений, принятых для каждого сервиса, и на размере бюджета проекта. Первые два показателя использованы для формирования критерия задачи, который описывает степень согласованности календарных планов рабочих групп, а третий принят в качестве ограничения задачи. Для решения задачи применен метод сетевого программирования. Метод декомпозирует сложную исходную задачу на основе структурно-подобного сетевого представления критерия и ограничений на последовательность существенно более простых подзадач, решение которых осуществляется методом дихотомического программирования, а интеграция решений подзадач – посредством применения последовательной композиции. Приведен пример решения исследуемой задачи, в которой структурно-подобное сетевое представление критерия и ограничений описывается ветвью дерева. Построенный календарный план является основой для решения задачи определения функциональных объемов пилотного тестирования ERP-системы и построения технической структуры соответствующей тестовой среды с целью проверки принятых при разработке ИТ-сервисов проектных решений.
Об авторах
В. В. ЗиминРоссия
д.т.н., доцент кафедры автоматизации и информационных систем
В. В. Митьков
Россия
старший преподаватель кафедры автоматизации и информационных систем
А. В. Зимин
Россия
к.т.н., директор
Список литературы
1. Bruton N. Managing the IT services process. – Butterworth Heinemann, 2004. – 222 p.
2. Bichler M., Bhattacharya K. IT-service-management und IT-auto-ma tion // WIRTSCHAFTSINFORMATIK. 2011. Vol. 53. P. 1 – 2.
3. Mckee P., Fisher M. The role of service level agreements in service oriented ar-chitectures // BT Technology Journal. 2008. Vol. 1. P. 79 – 85.
4. Blokdijk G., Engle C., Brewster J. IT service catalog process management tem-plates and examples workbook. – Emereo Pty Ltd., 2008. – 167 p.
5. Cervone, F. ITIL: a framework for managing digital library services // OCLC Systems & Services. 2008. Vol. 24. P. 87 – 90.
6. OGC-ITIL V3- 6 Service Lifecycle, Introduction ITIL. – TSO 2007. – 173p.
7. Зимин В.В., Кулаков С.М., Зимин А.В. К развитию концептуальных основ управления ИТ-деятельностью // Вестник НГУ. Серия «Информационные технологии». 2012. Том 10. Вып. 4. С. 29 – 39.
8. Основы управления жизненным циклом сервисов систем информатики и автоматизации (лучшие практики ITIL): Учебн. пособие / В.В. Зимин, А.А. Ивушкин, С.М. Кулаков, К.А. Ивушкин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2013. – 500 с.
9. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. Научно-практическое издание. – М.: СИНТЕГ – ГЕО, 1997. – 188 с.
10. Phillips J.J., Bothell T.W., Snead G.L. The project management score cards. – Amsterdam: Elseiver, 2003.
11. Rumizen M.C. Knowledge management. – N.Y.: Alpha, 2002.
12. Wysocky R.K., Beck R., Crane D.B. Effective project management. – N.Y. John Wiley & Sons, 2000.
13. Механизмы управления. Учебн. пособие / Под ред. Д.А. Нови-кова. – М.: ЛЕНАНД, 2011. – 192 с.
14. Вагнер Г. Основы исследования операций. – М.: Мир, 1972. – 198 с.
15. Буркова И.В. Метод сетевого программирования в задачах управления проектами: Автореф. дисс. д.т.н. – М., 2012. – 40 с.
16. Буркова И.В. Метод сетевого программирования в задачах нелинейной оптимизации // Автоматика и телемеханика. 2009. № 10. С. 15 – 21.
17. Корбут А.А., Сига И.Х., Финкельштейн Ю.Ю. Метод ветвей и границ. Обзор теории, алгоритмов, программ и приложений // Math. Operation Forsch. Staist. Ser. Optimization. 1977. Vol. 8. № 2. P. 253 – 280.
18. Корбут А.А., Финкельштейн Ю.Ю. Дискретное программирование. – М.: Наука, 1969. – 368 с.
19. Буркова И.В., Кашенков А.Р., Колесников П.А. Метод решения двойственной задачи коммивояжера // Системы управления и информационные технологии. 2008. № 2.1(32) С. 154 – 156.
20. Буркова И.В., Косенков А.В., Харитонова Т.Б. Метод дихотомического программирования в задачах управления рыночной стоимостью объектов недвижимости // Системы управления и информационные технологии. 2006. № 1.1 (23). С. 123 – 126.
Рецензия
Для цитирования:
Зимин В.В., Митьков В.В., Зимин А.В. КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИТ-СЕРВИСОВ ERP-ПРОЕКТА ПРЕДПРИЯТИЯ. Известия высших учебных заведений. Черная Металлургия. 2018;61(4):319-325. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2018-4-319-325
For citation:
Zimin V.V., Mit’kov V.V., Zimin A.V. CALENDAR PLANNING OF IT-SERVICES OF THE ENTERPRISE’S ERP-PROJECT. Izvestiya. Ferrous Metallurgy. 2018;61(4):319-325. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/0368-0797-2018-4-319-325