Preview

Известия высших учебных заведений. Черная Металлургия

Расширенный поиск

Эволюция структурно-фазового состояния и свойств рельсов из заэвтектоидной стали при длительной эксплуатации

https://doi.org/10.17073/0368-0797-2023-3-327-329

Содержание

Перейти к:

Аннотация

Методами современного физического материаловедения выполнен анализ эволюции микротвердости, трибологических свойств, дислокационной субструктуры и фазового состава рельсов повышенной износостойкости и контактной выносливости категории ДТ 400 ИК после пропущенного тоннажа 187 млн т брутто на экспериментальном кольце РЖД. Экстремально длительная эксплуатация рельсов сопровождается уменьшением параметра износа поверхности катания (в 3,1 раза), увеличением микротвердости (в 1,4 раза), скалярной плотности дислокаций (в 1,5 раза) и содержания карбида Fe3C (в 1,24 раза). Эксплуатация рельсов привела к уменьшению параметра кристаллической решетки, что коррелирует с ростом содержания карбида железа. Высказаны предположения о физических причинах изменения параметров.

Для цитирования:


Порфирьев М.А., Громов В.Е., Крюков Р.Е. Эволюция структурно-фазового состояния и свойств рельсов из заэвтектоидной стали при длительной эксплуатации. Известия высших учебных заведений. Черная Металлургия. 2023;66(3):327-329. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2023-3-327-329

For citation:


Porfir’ev M.A., Gromov V.E., Kryukov R.E. Evolution of structural-phase state and properties of hypereutectoid steel rails at long-term operation. Izvestiya. Ferrous Metallurgy. 2023;66(3):327-329. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2023-3-327-329

Введение

Непрерывное возрастание требований к надежности рельсов в условиях высоких нагрузок на ось и больших скоростей движения обусловливает необходимость их высокой эксплуатационной стойкости и анализа возможных причин изъятия [1]. Знание закономерностей формирования структурно-фазовых состояний и свойств специальных видов рельсов необходимо как для совершенствования технологии их производства, так и для предсказания их поведения при эксплуатации.

В России производство дифференцированно закаленных специальных видов рельсов повышенной износостойкости и контактной выносливости осуществляется уже более трех лет. Это рельсы категории ДТ 400 ИК для эксплуатации на прямых участках пути со скоростями до 200 км/час и кривых участках без ограничения по грузонапряженности. Важность информации о структурно-фазовом состоянии, прочностных и трибологических свойствах новых видов рельсов определяется глубиной фундаментальных проблем физического материаловедения, с одной стороны, и практической значимостью проблемы, с другой [2 – 4]. В соответствии с программой развития РЖД предусмотрено увеличение срока службы рельсов до 2,0 млрд т пропущенного тоннажа. По данным РЖД в 2020 г. до 75 % изъятий рельсов приходилось при достижении предельного состояния по износу и контактно-усталостным дефектам.

Целью настоящей работы является анализ изменения фазового состава, дислокационной субструктуры и свойств рельсов специального назначения после длительной эксплуатации.

 

Методика исследования

В качестве материала для исследования использованы образцы заэвтектоидной стали Э90ХАФ, свойства и элементный состав которой регламентируются ГОСТ 51685 – 2013, ТУ 24.10.75111-298-05757676.2017 РЖД. Анализу подвергались рельсы после дифференцированной закалки и после эксплуатации на экспериментальном кольце РЖД (пропущенный тоннаж 187 млн т брутто).

Измерение микротвердости стали осуществляли на приборе ПМТ-3 методом Виккерса при нагрузке на индентор 0,5 Н. Трибологические свойства характеризовали параметром износа и коэффициентом трения. Испытания проводили в условиях сухого трения по схеме диск – палец на трибометре Pin on Disc and Oscillating TRIBOtester (TRIBOtechnic, Франция) при следующих параметрах: шарик из твердого сплава ВК8 диаметром 6 мм; радиус трека износа 2 мм; пройденный контртелом путь 50 м; скорость вращения образца 25 мм/с; нагрузка на индентор 2 Н; температура комнатная. Профиль канавки износа и ее параметры исследовали контактным нанопрофилометром (см. рисунок). Параметр изнашивания κ рассчитывали по формуле:

 

\[\kappa = \frac{{2\sigma RA}}{{FL}},\]

 

где R – радиус трека, мм; А – площадь поперечного сечения канавки износа, мм2; F – величина приложенной нагрузки, Н; L – пройденный шариком контртела путь, м [5].

 

Зависимость коэффициента трения (1) и силы трения (2)
от времени трибологических испытаний рельсов ДТ 400 ИК после

пропущенного тоннажа 187 млн т (а) и профиль дорожки трения (б)

 

Дислокационная субструктура определялась методами просвечивающей электронной микроскопии (прибор JEOLJEM 2100 F) [6; 7]. Исследование фазового состава и структурных параметров проводилось на дифрактометре ХРД-600 в CuKα-излучении с использованием баз данных РДК 4+ и программы полнопрофильного анализа POWDERCELL 2/4.

 

Результаты и их обсуждение

После эксплуатации рельсов категории ДТ 400 ИК микротвердость поверхности катания увеличилась в 1,4 раза (с 5,5 до 7,7 ГПа), а скалярная плотность дислокаций в 1,5 раза (с 5,0·1010 до 7,5·1010 см\(^-\)2). Такое изменение параметров связано с формированием сложного напряженно деформированного состояния поверхности катания рельсов при длительной эксплуатации [1]. Этим же может быть объяснено увеличение более чем в три раза сопротивления износу поверхности катания. В исходном состоянии параметр износа составляет 7,7·10\(^-\)6 мн3/(Н·м), а после эксплуатации 2,5·10\(^-\)6 мн3/(Н·м). Коэффициент трения уменьшается незначительно: от 0,43 до 0,35. Эти результаты не дают основания для экспраполяции износа при последующей эксплуатации. Как и в работе [1], нужны значения этого параметра при других значениях пропущенного тоннажа.

Рентгенофазовый анализ рельсов категории ДТ 400 ИК показал, что основными фазами стали являются α-Fe и карбид железа Fe3C. В исходном состоянии содержание фаз составляет 95,83 и 4,17 % (по массе) соответственно. Параметры кристаллической решетки: для α-Fe а = 2,8736 Å, для карбида Fe3C а = 4,7313 Å, b = 4,3299 Å, с = 2,8330 Å.

После пропущенного тоннажа содержание фаз для α-Fe и Fe3C составляет 94,84 и 5,16 % (по массе) соответственно. При этом параметры кристаллической решетки: для α-Fe а = 2,8713 Å; для карбида железа а = 4,3057 Å, b = 4,3057 Å, с = 2,8342 Å. Эти данные свидетельствуют о том, что эксплуатация рельсов привела к увеличению в 1,24 раза содержания карбида Fe3C, к изменению параметров его кристаллической решетки и, возможно, дефектной структуры. Параметр кристаллической решетки α-Fe уменьшился. Это коррелирует с увеличением содержания карбида железа и свидетельствует о выходе углерода из кристаллической решетки α-Fe с образованием карбидной фазы в процессе эксплуатации.

 

Выводы

Эксплуатация рельсов категории ДТ 400 ИК приводит к повышению износостойкости, микротвердости, скалярной плотности дислокаций и содержания карбида Fe3C.

 

Список литературы

1. Yuriev A.A., Gromov V.E., Ivanov Yu.F., Rubannikova Yu.A., Starostenkov M.D., Tabakov P.Y. Structure and Pro­perties of Lengthy Rails after Extreme Long Term Operation. Materials Research Forum LLC, 2021;106:193. https://doi.org/10.21741/9781644901472

2. Ivanov Yu.A., Gromov V.E., Yuriev A.A., Kormyshev V.E., Rubannikova Yu.A., Semin A.P. Deformation strengthening mechanisms of rails in extremely long-term operation. Journal of Materials Research and Technology. 2021;11:710–718. https://doi.org/10.1016/j.jmrt.2020.12.107

3. Pan R., Ren R., Chen C., Zhao X. Formation of nanocrystalline structure in pearlitic steels by dry sliding wear. Materials Characterization. 2017;132:397–404. https://doi.org/10.1016/j.matchar.2017.05.031

4. Vinogradov A., Estrin Y. Analytical and numerical approaches to modelling severe plastic deformation. Progress in Mate­rials Science. 2018;95:172–242. https://doi.org/10.1016/j.pmatsci.2018.02.001

5. Беркович И.И., Громаковский Д.Г. Трибология. Физичес­кие основы, механика и технические приложения / Под ред. Д.Г. Громаковского. Самара: СамГТУ; 2000:268.

6. Egerton F.R. Physical Principles of Electron Microscopy. Basel: Springer International Publishing; 2016:196. https://doi.org/10.1007/978-3-319-39877-8

7. Kumar C.S.S.R. Transmission Electron Microscopy. Characterization of Nanomaterials. New York: Springer; 2014:717. https://doi.org/10.1007/978-3-642-38934-4


Об авторах

М. А. Порфирьев
Сибирский государственный индустриальный университет
Россия

Михаил Анатольевич Порфирьев, научный сотрудник Управления научных исследований

Россия, 654007, Кемеровская область – Кузбасс, Новокузнецк, ул. Кирова, 42



В. Е. Громов
Сибирский государственный индустриальный университет
Россия

Виктор Евгеньевич Громов, д.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин им. профессора В.М. Финкеля

Россия, 654007, Кемеровская область – Кузбасс, Новокузнецк, ул. Кирова, 42



Р. Е. Крюков
Сибирский государственный индустриальный университет
Россия

Роман Евгеньевич Крюков, д.т.н., доцент кафедры металлургии черных металлов

Россия, 654007, Кемеровская область – Кузбасс, Новокузнецк, ул. Кирова, 42



Рецензия

Для цитирования:


Порфирьев М.А., Громов В.Е., Крюков Р.Е. Эволюция структурно-фазового состояния и свойств рельсов из заэвтектоидной стали при длительной эксплуатации. Известия высших учебных заведений. Черная Металлургия. 2023;66(3):327-329. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2023-3-327-329

For citation:


Porfir’ev M.A., Gromov V.E., Kryukov R.E. Evolution of structural-phase state and properties of hypereutectoid steel rails at long-term operation. Izvestiya. Ferrous Metallurgy. 2023;66(3):327-329. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2023-3-327-329

Просмотров: 591


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0368-0797 (Print)
ISSN 2410-2091 (Online)