Перейти к:
Эволюция структурно-фазового состояния и свойств рельсов из заэвтектоидной стали при длительной эксплуатации
https://doi.org/10.17073/0368-0797-2023-3-327-329
Аннотация
Методами современного физического материаловедения выполнен анализ эволюции микротвердости, трибологических свойств, дислокационной субструктуры и фазового состава рельсов повышенной износостойкости и контактной выносливости категории ДТ 400 ИК после пропущенного тоннажа 187 млн т брутто на экспериментальном кольце РЖД. Экстремально длительная эксплуатация рельсов сопровождается уменьшением параметра износа поверхности катания (в 3,1 раза), увеличением микротвердости (в 1,4 раза), скалярной плотности дислокаций (в 1,5 раза) и содержания карбида Fe3C (в 1,24 раза). Эксплуатация рельсов привела к уменьшению параметра кристаллической решетки, что коррелирует с ростом содержания карбида железа. Высказаны предположения о физических причинах изменения параметров.
Ключевые слова
Для цитирования:
Порфирьев М.А., Громов В.Е., Крюков Р.Е. Эволюция структурно-фазового состояния и свойств рельсов из заэвтектоидной стали при длительной эксплуатации. Известия высших учебных заведений. Черная Металлургия. 2023;66(3):327-329. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2023-3-327-329
For citation:
Porfir’ev M.A., Gromov V.E., Kryukov R.E. Evolution of structural-phase state and properties of hypereutectoid steel rails at long-term operation. Izvestiya. Ferrous Metallurgy. 2023;66(3):327-329. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2023-3-327-329
Введение
Непрерывное возрастание требований к надежности рельсов в условиях высоких нагрузок на ось и больших скоростей движения обусловливает необходимость их высокой эксплуатационной стойкости и анализа возможных причин изъятия [1]. Знание закономерностей формирования структурно-фазовых состояний и свойств специальных видов рельсов необходимо как для совершенствования технологии их производства, так и для предсказания их поведения при эксплуатации.
В России производство дифференцированно закаленных специальных видов рельсов повышенной износостойкости и контактной выносливости осуществляется уже более трех лет. Это рельсы категории ДТ 400 ИК для эксплуатации на прямых участках пути со скоростями до 200 км/час и кривых участках без ограничения по грузонапряженности. Важность информации о структурно-фазовом состоянии, прочностных и трибологических свойствах новых видов рельсов определяется глубиной фундаментальных проблем физического материаловедения, с одной стороны, и практической значимостью проблемы, с другой [2 – 4]. В соответствии с программой развития РЖД предусмотрено увеличение срока службы рельсов до 2,0 млрд т пропущенного тоннажа. По данным РЖД в 2020 г. до 75 % изъятий рельсов приходилось при достижении предельного состояния по износу и контактно-усталостным дефектам.
Целью настоящей работы является анализ изменения фазового состава, дислокационной субструктуры и свойств рельсов специального назначения после длительной эксплуатации.
Методика исследования
В качестве материала для исследования использованы образцы заэвтектоидной стали Э90ХАФ, свойства и элементный состав которой регламентируются ГОСТ 51685 – 2013, ТУ 24.10.75111-298-05757676.2017 РЖД. Анализу подвергались рельсы после дифференцированной закалки и после эксплуатации на экспериментальном кольце РЖД (пропущенный тоннаж 187 млн т брутто).
Измерение микротвердости стали осуществляли на приборе ПМТ-3 методом Виккерса при нагрузке на индентор 0,5 Н. Трибологические свойства характеризовали параметром износа и коэффициентом трения. Испытания проводили в условиях сухого трения по схеме диск – палец на трибометре Pin on Disc and Oscillating TRIBOtester (TRIBOtechnic, Франция) при следующих параметрах: шарик из твердого сплава ВК8 диаметром 6 мм; радиус трека износа 2 мм; пройденный контртелом путь 50 м; скорость вращения образца 25 мм/с; нагрузка на индентор 2 Н; температура комнатная. Профиль канавки износа и ее параметры исследовали контактным нанопрофилометром (см. рисунок). Параметр изнашивания κ рассчитывали по формуле:
\[\kappa = \frac{{2\sigma RA}}{{FL}},\]
где R – радиус трека, мм; А – площадь поперечного сечения канавки износа, мм2; F – величина приложенной нагрузки, Н; L – пройденный шариком контртела путь, м [5].
Зависимость коэффициента трения (1) и силы трения (2) |
Дислокационная субструктура определялась методами просвечивающей электронной микроскопии (прибор JEOLJEM 2100 F) [6; 7]. Исследование фазового состава и структурных параметров проводилось на дифрактометре ХРД-600 в CuKα-излучении с использованием баз данных РДК 4+ и программы полнопрофильного анализа POWDERCELL 2/4.
Результаты и их обсуждение
После эксплуатации рельсов категории ДТ 400 ИК микротвердость поверхности катания увеличилась в 1,4 раза (с 5,5 до 7,7 ГПа), а скалярная плотность дислокаций в 1,5 раза (с 5,0·1010 до 7,5·1010 см\(^-\)2). Такое изменение параметров связано с формированием сложного напряженно деформированного состояния поверхности катания рельсов при длительной эксплуатации [1]. Этим же может быть объяснено увеличение более чем в три раза сопротивления износу поверхности катания. В исходном состоянии параметр износа составляет 7,7·10\(^-\)6 мн3/(Н·м), а после эксплуатации 2,5·10\(^-\)6 мн3/(Н·м). Коэффициент трения уменьшается незначительно: от 0,43 до 0,35. Эти результаты не дают основания для экспраполяции износа при последующей эксплуатации. Как и в работе [1], нужны значения этого параметра при других значениях пропущенного тоннажа.
Рентгенофазовый анализ рельсов категории ДТ 400 ИК показал, что основными фазами стали являются α-Fe и карбид железа Fe3C. В исходном состоянии содержание фаз составляет 95,83 и 4,17 % (по массе) соответственно. Параметры кристаллической решетки: для α-Fe а = 2,8736 Å, для карбида Fe3C а = 4,7313 Å, b = 4,3299 Å, с = 2,8330 Å.
После пропущенного тоннажа содержание фаз для α-Fe и Fe3C составляет 94,84 и 5,16 % (по массе) соответственно. При этом параметры кристаллической решетки: для α-Fe а = 2,8713 Å; для карбида железа а = 4,3057 Å, b = 4,3057 Å, с = 2,8342 Å. Эти данные свидетельствуют о том, что эксплуатация рельсов привела к увеличению в 1,24 раза содержания карбида Fe3C, к изменению параметров его кристаллической решетки и, возможно, дефектной структуры. Параметр кристаллической решетки α-Fe уменьшился. Это коррелирует с увеличением содержания карбида железа и свидетельствует о выходе углерода из кристаллической решетки α-Fe с образованием карбидной фазы в процессе эксплуатации.
Выводы
Эксплуатация рельсов категории ДТ 400 ИК приводит к повышению износостойкости, микротвердости, скалярной плотности дислокаций и содержания карбида Fe3C.
Список литературы
1. Yuriev A.A., Gromov V.E., Ivanov Yu.F., Rubannikova Yu.A., Starostenkov M.D., Tabakov P.Y. Structure and Properties of Lengthy Rails after Extreme Long Term Operation. Materials Research Forum LLC, 2021;106:193. https://doi.org/10.21741/9781644901472
2. Ivanov Yu.A., Gromov V.E., Yuriev A.A., Kormyshev V.E., Rubannikova Yu.A., Semin A.P. Deformation strengthening mechanisms of rails in extremely long-term operation. Journal of Materials Research and Technology. 2021;11:710–718. https://doi.org/10.1016/j.jmrt.2020.12.107
3. Pan R., Ren R., Chen C., Zhao X. Formation of nanocrystalline structure in pearlitic steels by dry sliding wear. Materials Characterization. 2017;132:397–404. https://doi.org/10.1016/j.matchar.2017.05.031
4. Vinogradov A., Estrin Y. Analytical and numerical approaches to modelling severe plastic deformation. Progress in Materials Science. 2018;95:172–242. https://doi.org/10.1016/j.pmatsci.2018.02.001
5. Беркович И.И., Громаковский Д.Г. Трибология. Физические основы, механика и технические приложения / Под ред. Д.Г. Громаковского. Самара: СамГТУ; 2000:268.
6. Egerton F.R. Physical Principles of Electron Microscopy. Basel: Springer International Publishing; 2016:196. https://doi.org/10.1007/978-3-319-39877-8
7. Kumar C.S.S.R. Transmission Electron Microscopy. Characterization of Nanomaterials. New York: Springer; 2014:717. https://doi.org/10.1007/978-3-642-38934-4
Об авторах
М. А. ПорфирьевРоссия
Михаил Анатольевич Порфирьев, научный сотрудник Управления научных исследований
Россия, 654007, Кемеровская область – Кузбасс, Новокузнецк, ул. Кирова, 42
В. Е. Громов
Россия
Виктор Евгеньевич Громов, д.ф.-м.н., профессор, заведующий кафедрой естественнонаучных дисциплин им. профессора В.М. Финкеля
Россия, 654007, Кемеровская область – Кузбасс, Новокузнецк, ул. Кирова, 42
Р. Е. Крюков
Россия
Роман Евгеньевич Крюков, д.т.н., доцент кафедры металлургии черных металлов
Россия, 654007, Кемеровская область – Кузбасс, Новокузнецк, ул. Кирова, 42
Рецензия
Для цитирования:
Порфирьев М.А., Громов В.Е., Крюков Р.Е. Эволюция структурно-фазового состояния и свойств рельсов из заэвтектоидной стали при длительной эксплуатации. Известия высших учебных заведений. Черная Металлургия. 2023;66(3):327-329. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2023-3-327-329
For citation:
Porfir’ev M.A., Gromov V.E., Kryukov R.E. Evolution of structural-phase state and properties of hypereutectoid steel rails at long-term operation. Izvestiya. Ferrous Metallurgy. 2023;66(3):327-329. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2023-3-327-329