Взаимодействие расплава рельсовой стали с огнеупорной футеровкой
https://doi.org/10.17073/0368-0797-2021-7-484-487
Аннотация
Известно, что на свойства рельсового металла отрицательно влияют недеформируемые неметаллические включения, содержащие оксиды алюминия. Поэтому в рельсовых марках стали содержание алюминия ограничено величиной 0,004 % (по массе). Алюминий может попадать в металл из шихтовых материалов и огнеупорной футеровки. В данной работе произведен анализ влияния химического состава огнеупорных материалов, применяемых при производстве рельсовой стали на одном из отечественных предприятий, на качество стали. Для определения основных типов неметаллических включений, образующихся в рельсовых сталях марки Э76Ф, был произведен фракционный газовый анализ проб, отобранных на технологических этапах производства. Установлено, что состав шлака после вакуумирования меняется незначительно, при этом большую часть неметаллических включений, находящихся в рельсовом металле, представляют алюминаты.
Об авторах
А. М. ГригорьевРоссия
Антон Михайлович Григорьев, аспирант кафедры металлургии стали, новых производственных технологий и защиты металлов
119049, Москва, Ленинский пр., 4
К. В. Григорович
Россия
Константин Всеволодович Григорович, академик РАН, доктор технических наук, профессор кафедры металлургии стали, новых производственных технологий и защиты металлов, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», заведующий лабораторией диагностики материалов, Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН
119049, Москва, Ленинский пр., 4;
119991, Москва, Ленинский пр. 49
A. Ю. Ем
Россия
Антон Юрьевич Ем, аспирант кафедры металлургии стали, новых производственных технологий и защиты металлов, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», инженер-исследователь лаборатории диагностики материалов, Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН
119049, Москва, Ленинский пр., 4;
119991, Москва, Ленинский пр. 49
А. О. Морозов
Россия
Антон Олегович Морозов, аспирант кафедры металлургии стали, новых производственных технологий и защиты металлов, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», инженер-исследователь лаборатории диагностики материалов, Институт металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН
119049, Москва, Ленинский пр., 4;
119991, Москва, Ленинский пр. 49
Список литературы
1. Козырев Н.А., Протопопов Е.В., Уманский А.А., Бойков Д.В. Совершенствование технологии раскисления и внепечной обработки рельсовой электростали с целью повышения качества рельсового проката // Известия вузов. Черная металлургия. 2015. Т. 58. № 10. С. 721–727. http://doi.org/10.17073/0368-0797-2015-10-721-727
2. Lind M. Mechanism and kinetics of transformation of aluminia inclusions in steel by calcium treatment: Doctoral Thesis. Helsinki University of Technology Publications in Materials Science and Engineering. Helsinki, 2006. 89 p.
3. Смирнов Л.А., Дерябин А.А., Добужская А.Б. Повышение качества отечественных железнодорожных рельсов // Черная металлургия. Бюллетень научно-технической и экономической информации. 2005. № 6. С. 43–49.
4. Корнева Л.В., Юнин Г.Н., Козырев Н.А., Атконова О.П., Полевой Е.В. Сравнительный анализ показателей качества рельсов ОАО «Новокузнецкий металлургический комбинат» и зарубежных производителей // Известия вузов. Черная металлургия. 2010. № 12. С. 38–42.
5. Hu Y., Zhou L., Ding H.H., Lewis R., Liu Q.Y., Guo J., Wang W.J. Microstructure evolution of railway pearlitic wheel steels under rolling-sliding contact loading // Tribology International. 2021. Vol. 154. P. 1–12. http://doi.org/10.1016/j.triboint.2020.106685
6. Liu P., Quan Y., Wan J., Yu L. Experimental investigation on the wear and damage behaviors of machined wheel-rail materials under dry sliding conditions // Materials. 2021. Vol. 14. No. 3. Article 540. http://doi.org/10.3390/ma14030540
7. Wijk O., Brabie V. The purity of ferrosilicon and its influence on inclusion cleanliness of steel // ISIJ International. 1996. No. 36. P. 132–135. https://doi.org/10.2355/isijinternational.36.suppl_s132
8. Zhao K.-W., Zeng J.-H., Wang X.-H. Nonmetallic inclusion control of 350 km/h high speed rail steel // Journal of Iron and Steel Research International. 2009. Vol. 16. No. 3. P. 20–26. http://doi.org/10.1016/S1006-706X(09)60038-8
9. Grigorovich K., Komolova O., Terebikina D. Analysis and optimization of ladle treatment technology of steels processing // Journal of Chemical Technology and Metallurgy. 2015. Vol. 50. No. 6. P. 574‒580.
10. Григорович К.В., Красовский П.В., Исаков С.А., Горохов А.А., Крылов А.С. Обработка и интерпретация результатов фракционного газового анализа // Заводская лаборатория. Диагностика материалов. 2002. Т. 68. № 9. С. 3‒9.
Рецензия
Для цитирования:
Григорьев А.М., Григорович К.В., Ем A.Ю., Морозов А.О. Взаимодействие расплава рельсовой стали с огнеупорной футеровкой. Известия высших учебных заведений. Черная Металлургия. 2021;64(7):484-487. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2021-7-484-487
For citation:
Grigor’ev A.М., Grigorovich K.V., Em А.Yu., Morozov A.O. Interaction of rail steel melt with refractory lining. Izvestiya. Ferrous Metallurgy. 2021;64(7):484-487. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/0368-0797-2021-7-484-487