Preview

Известия высших учебных заведений. Черная Металлургия

Расширенный поиск

Планирование развертывания сервисных активов, основанное на данных о применении ИТ-сервисов

https://doi.org/10.17073/0368-0797-2020-5-373-378

Аннотация

Развертывание новых сервисных активов в эксплуатационной ИТ-среде связано с риском нарушений активов ее «базового» состояния. Такие нарушения вызывают отказы эксплуатируемых сервисов. Для снижения риска нарушений сервисные активы, подлежащие развертыванию, разбивают на релизы (подмножества сервисных активов), встраиваемые в ИТ-среду за один прием. Традиционный подход к формированию и развертыванию релизов использует сведения о структурных свойствах сервисов для прогнозирования числа отказов, обусловленных развертыванием каждого сервисного актива, каждого релиза, каждой поступившей заявки на развертывание. В результате задача управления развертыванием сервисных активов сводится к последовательному решению трех задач: определение количества релизов, определение состава релизов, построение расписания развертывания релизов. Указанный подход опирается на предположение о том, что некорректное развертывание релизов проявляется через отказы сервисов непосредственно после развертывания. На практике это допущение, как правило, не выполняется, так как применение различных сервисов пользователями, выявляющими отказы сервисов, носит циклический (ежедневный, еженедельный, ежемесячный, ежеквартальный, ежегодный) характер. Многие отказы сервисов могут быть обнаружены пользователями в периоды времени, достаточно удаленные от времени развертывания соответствующих ИТ-активов. Рассмотрен случай, когда процесс управления конфигурациями ИТ-провайдера металлургической компании хорошо развит, то есть конфигурационная база данных ИТ-провайдера содержит информацию о частоте использования различных сервисов в различные периоды времени. Сведения о динамике применения сервисов пользователями используются для прогнозирования временной последовательности отказов эксплуатируемых сервисов, обусловленной развертыванием каждой заявки. В результате задача формирования и календарного планирования развертывания релизов формализована в виде дискретной задачи нелинейного программирования, процедура решения которой позволяет одновременно определять количество релизов, их состав и расписание их развертывания.

Об авторах

А. В. Зимин
Сибирский государственный индустриальный университет
Россия

к.т.н., доцент кафедры автоматизации и информационных систем

654007, Кемеровская обл., Новокузнецк, ул. Кирова, 42



И. А. Золин
Сибирский государственный индустриальный университет
Россия

магистрант кафедры автоматизации и информационных систем

654007, Кемеровская обл., Новокузнецк, ул. Кирова, 42



И. В. Буркова
Институт проблем управления РАН
Россия

д.т.н., ведущий научный сотрудник

117997, Москва, ул. Профсоюзная, 65



В. В. Зимин
Сибирский государственный индустриальный университет
Россия

д.т.н., профессор кафедры автоматизации и информационных систем

654007, Кемеровская обл., Новокузнецк, ул. Кирова, 42



Список литературы

1. Андреев А.В. ИТ-инфраструктура предприятия: эффективное управление (ITSM), мониторинг и аудит // Вестник научных конференций. 2016. № 10-7 (14). С. 19 – 22.

2. Смирнов А.В. ITSM-подход к управлению и организации ИТ-услуг как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 11 (27). С. 16 – 20.

3. Кряжев С.А., Кузнецова Е.В., Макаров Е.Н. Управление портфелем ИТ-проектов как инструмент реализации ИТ-стратегии // Информационные технологии. 2017. Т. 23. № 11. С. 833 – 840.

4. Berrahal W., Marghoubi R. Lean continuous improvement to information technology service management implementation: Projection of ITIL framework. In: Int. Conf. on Information Technology for Organizations Development. 2016. IT4OD. P. 1 – 6.

5. Rahman A.A. Defining methodology for multi model software process improvement framework. In: Proceedings – AIMS 2015, 3 rd Int. Conf. on Artificial Intelligence, Modelling and Simulation. 2015. P. 245 – 249.

6. Суровцев А.С. Модели ITSM и системы ITIL как основа систем управления // Центральный научный вестник. 2017. Т. 2. № 18 (35). С. 10, 11.

7. Скрипкин К. ITIL и ИТ-революция внутри ИТ-службы // Открытые системы. СУБД. 2017. № 3. С. 26 – 29.

8. Zimin A.V., Burkova I.V., Zimin V.V. Models and mechanisms for managing the deployment of IT service releases in the operational environment // IOP Conf. Series: Earth and Environmental Science. 2019. No. 377. Article 012045.

9. Ванина М.Ф., Ерохин А.Г., Фролова Е.А. Применение математических моделей для оценки эффективности внедрения процесса компьютерного тестирования // T-Comm: Телекоммуникации и транспорт. 2017. Т. 11. № 5. С. 83 – 85.

10. Мельников А.В., Мищенко А.В. Тестирование промышленных программных систем с использованием пирамиды тестирования // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. 2019. Т. 7. № 1 (44). С. 257 – 261.

11. Saarelainen K., Jäntti M., Hujo M. A model for analyzing of information systems incidents: Proactive approach. In: Proceedings of the 13 th European, Mediterranean and Middle Eastern Conf. on Information Systems, EMCIS. 2016. P. 305 – 319.

12. Mora M., Wang F., Gómez J.M., Díaz O. A Comparative Review on the Agile Tenets in the IT Service Management and the Software Engineering Domains // Advances in Intelligent Systems and Computing. 2020. No. 1071. P. 102 – 115.

13. Titah R. Conceptualizing IT service management as a management control system for business-IT alignment // Americas Conf. on Information Systems 2018: Digital Disruption, AMCIS. 2018.

14. Teubner A., Remfert C. Giving IT services a theoretical backing // Lecture Notes in Computer Science (including subseries Lecture Notes in Artificial Intelligence and Lecture Notes in Bioinformatics). 2017. 10273 LNCS. P. 448 – 468.

15. Зимин В.В., Буркова И.В., Зимин А.В. Модели и механизмы управления жизненным циклом ИТ-сервисов (научная монография). – Saarbrucken: LAB LAMBERT Academic Publishing, 2017. – 328 c.

16. Юрченко А.Н. Функциональное тестирование как одна из методологий тестирования программного обеспечения // Вестник современных исследований. 2018. № 1-1 (16). С. 155, 156.

17. Heikkinen S., Jäntti M. Studying continual service improvement and monitoring the quality of ITSM. In: Quality of Information and Communications Technology. Proc. of 12 th Int. Conf. QUATIC 2019, Ciudad Real, Spain, September 11–13, 2019. Springer. P. 193 – 206.

18. Rouhani S. A fuzzy superiority and inferiority ranking based approach for IT service management software selection // Kybernetes. 2017. Vol. 4. No. 46. P. 728 – 746.

19. Зимин А.В., Зимин В.В., Митьков В.В. Разработка моделей и механизмов управления проектированием и внедрением ERP-системы предприятия. – Новокузнецк: ИЦ СибГИУ, 2019. – 95 с.

20. Goman M. Current state of IT risk analysis in management frameworks: Is it enough? In: 60 th Int. Sci. Conf. on Information Technology and Management Science of Riga Technical University ITMS 2019 – Proceedings.

21. Correa S.L.L., Mexas M.P. The service center implementation according to best practices recommended by ITIL // IEEE Latin America Transactions. 2018. Vol. 16. No. 6. P. 1809 – 1816.


Рецензия

Для цитирования:


Зимин А.В., Золин И.А., Буркова И.В., Зимин В.В. Планирование развертывания сервисных активов, основанное на данных о применении ИТ-сервисов. Известия высших учебных заведений. Черная Металлургия. 2020;63(5):373-378. https://doi.org/10.17073/0368-0797-2020-5-373-378

For citation:


Zimin A.V., Zolin I.A., Burkova I.V., Zimin V.V. Planning service assets deployment based on information about dynamics of IT services use. Izvestiya. Ferrous Metallurgy. 2020;63(5):373-378. (In Russ.) https://doi.org/10.17073/0368-0797-2020-5-373-378

Просмотров: 527


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 0368-0797 (Print)
ISSN 2410-2091 (Online)